ФИДХЕЛЛ
Древняя ирландская игра.
Играть можно как на специальной доске, так и просто расчертив поле на земле.
1. РАССТАНОВКА ФИГУР НА ДОСКЕ.
РИС 1.
Оформление доски (см. РИС.1) подскажет вам способ, которым на ней расставляются фигуры перед началом игры. На ней есть пять клеток, помеченных крестом . Это - «королевские клетки». Четыре такие клетки располагаются по углам доски, а пятая - в центре поля. На неё следует поставить короля белых. Эта клетка называется «трон».
2. ПРАВИЛА ИГРЫ
2.1 Партию всегда начинают чёрные. Все фигуры, включая короля, передвигаются одинаково. Ход подобен ходу ладьи в шахматах - по прямой, на сколь угодно большое число клеток в любом направлении. По диагонали ходить нельзя. Также запрещается «перепрыгивать» через другие фигуры.
2.2 Никакие фигуры, кроме короля белых, не могут занимать «королевские клетки». Тем не менее, белые и чёрные пешки имеют право проходить через незанятый королём «трон», если он оказывается на пути их хода.
РИС. 2
2.2 Пешку противника можно съесть, зажав её «в вилку» между двумя своими. Король может есть фигуры противника наравне с прочими белыми. Также съеденной считается пешка, если она зажата между фигурой врага и любой из пяти «королевских клеток» (см. рис.2). Если фигура сама входит «в вилку» между двумя пешками неприятеля, она не считается съеденной (см. рис.3)
РИС.3
2.4 Цель игры для чёрных - съесть короля белых. Короля, в отличие от обыкновенной пешки, следует окружить не с двух, а со всех четырёх сторон (см. рис.4). При этом сторонами могут служить любые «королевские клетки», в том числе и «трон», либо край игрового поля (см. рис.5,6). Король также может быть съеден, будучи окруженным со всех сторон вместе с одной из своих фигур, так, как это показано на рисунке (см. рис.7).
2.5. Белые побеждают в том случае, если королю удаётся прорваться на одну их четырёх угловых «королевских клеток».
3. НЕКОТОРЫЕ ОБЫЧАИ
Поскольку белые в этой игре имеют небольшое преимущество (сыграв несколько раз, вы скоро убедитесь в этом) принято после первой партии сыграть вторую, поменявшись фигурами. Если партнёры в двух партиях имеют по одной победе, итоговый победитель определяется сравнением суммарного количества съеденных фигур врага за две сыгранные партии.
Если белому королю открывается прямой путь на одну из угловых клеток, он должен объявить об этом в слух (подобно тому, как объявляется «шах» в шахматах). Также и чёрные должны заявлять о появлении для короля белых опасности быть окруженным следующим ходом.
4. ТАКТИКА ИГРЫ
Хотя чёрные превышают численностью белых, королевские силы имеют в игре некоторое преимущество. Фигуры белых должны обеспечить прорыв своего короля к угловой клетке; также следует пытаться уничтожить наибольшее число атакующих, чтобы расчистить королю путь для бегства. Чем меньше фигур на доске, тем проще королю достигнуть своей цели. С другой стороны, множественные размены белым не выгодны.
Задача чёрных - не только перекрыть королю все возможные пути к отступлению, но и окружить его. Следует избегать стремления интенсивно поедать белые пешки в самом начале игры вместо того, чтобы блокировать все вероятные направления прорыва.