Белтейн (Бельтан, Beltine, Bilfire, Belfire, La Luain Bealtaine (ирл.), La buidhe Bealltuin (шотл.); Calan Haf (валл) – праздник порога, знаменующий не только смену времен года (весны на лето), но и смену темной половины года, начавшейся на Самайн, его светлой половиной. Бельтайн - встреча весны, очищающий огонь солнца. Бельтайн открывает светлое время года и связан с возжиганием жертвенного огня и соответствующими подношениями богу Солнца – Светлому Дагде. В кельтских племенах отсчитывать год начинали именно с Белтейна.
Символы Белтейна– цветы. В этот период все цветет, деревья покрыты молодой зеленью – природа открывает себя во всей красе. Поэтому Белтейн традиционно отмечался в лесу, под сенью зеленых деревьев. На этот праздник принято плести венки: женщины обычно носят венки из весенних цветов, а мужчины – из зеленых листьев. В этот день люди посыпают пороги домов и подоконники лепестками примулы или украшают их зелеными ветками, для того, чтобы альвы и сиды не могли проникнуть в жилища людей, пока те празднуют. Все это должно быть срезано без помощи стали, чтобы только отстранить волшебный народ, а не оскорбить их.
1. Костры Белтейна.
Затушивание зимних огней и разжигание новых, летних.
Костры Бельтейна в майскую ночь загорались повсеместно на кельтских территориях. И это были ритуальные костры, они складывались из разных деревьев: собирали и связывали в вязанки 9 разных пород древесины. В одной вязанке могло быть по три разных породы дерева и каждое дерево несло в себе определенные символы.
Ритуальные костры Белтайна зажигали так называемым «чистым способом». Очень часто встречаются упоминая о том, что огонь зажигали от солнечных лучей. Но есть небольшое «но», майские костры зажигались после заката, так что эта версия не самая правдоподобная.
Есть и вторая версия, по который огонь для костров Белтайна добывали при помощи трения. А все остальные способы считались «нечистыми».
Люди и скот проходили между двух огней Бельтайна с целью очищения и предохранения от болезней и проклятья
Также существуют поверья о «первом огне» Белтейна:
Тот, кто в майскую ночь зажигает первый огонь, будет обладать властью над Ирландией весь наступающий год.
Жертвоприношения — неотъемлемая часть многих древних праздников. Если говорить о Белтайне, то цели его жертвоприношений были следующими: увеличение плодородия; защита от злых сил; поддержание мироустройства.
Изначально кровавые жертвы – преступники, вражеские вожди или овцы и ягнята со временем сменились бескровными. На Бельтайн в качестве жертвы часто сжигалось плетеное чучело
Согласно древнему ритуалу, на Белтайн необходимо было выпечь бельтайнский пирог. Тесто для него замешивали без использования посуды;пекли на огне, положив тесто на камень; готовый хлеб нельзя было класть в посуду или на стол, он обязательно должен был оставаться на руках. Все дело в том, что во время выпечки, эта еда впитывала в себя священную силу огня, а любой искусственный предмет, такой как посуда, мог оттянуть эту силу. Но и это еще не все, часть этого пирога использовалась в жеребьевке (один из его кусочков был с золой). То есть, людская кровь не лилась, но «жертва» все же была, и определял ее жребий среди неженатых. Тот, кому он выпадал, становился «избранным» прыгал через костер семь раз и, как бы, умирал в глазах всей общины. С «жертвой» никто не разговаривал целый год.
Так же в жертву приносили ритуальное зерно, зимние обереги и так далее. Любой человек мог принести в жертву огню какой-то предмет – например, ленточку, подаренную девушкой (что означало разрыв связи с ней) или старые башмаки (в надежде осесть на одном месте и не бродить по дорогам). Делалось это конечно не на большом, главном костре, а на кострах поменьше. Бросая предмет в пламя, необходимо было словами обозначить зачем вы делаете это и чего ждете. В кострах Бельтейна можно было сжечь и старые вещи больного, чтобы исцелить его.
Кельты обожествляли солнце. На Бельтейн было принято совместно встречать восход солнца. Встречали плясками, пением гимнов. Разнообразные рожки и трубы сопровождали восход солнца. Солнечную символику мы видим в ирландском обычае надевать на головы венки с подвешенными к ним двумя шарами, символизирующими солнце и луну. До наших дней дошло огромное количество топонимов, связанных с этой традицией: «холм рассвета», «холм восхода дня», «холм майского солнца» и так далее.
4. Майское древо. Майский король и майская королева
Еще один важный ритуал Белтейна — коронование Майских короля или королевы. Вообще, в некоторых источниках говорят о короновании только королевы, но Белтейн — это еще и празднование священного бракосочетания, а значит, королеве без короля никак. Считают, что только они могут быть одеты полностью в зеленый цвет в Канун Мая. Остальные же участники праздника могут украсить одежду зелеными ленточками и розетками. Но чаще всего Майская королева одета в белое и с венком боярышника или яблони на голове.
Не стоит забывать и про Майский шест, или же Майское дерево, которое очень часто сооружают в этот праздник.
Молодые девушки и парни держались за концы лент и танцевали вокруг шеста, переплетая ленты. Круг танцоров должен был начинаться так далеко, насколько позволяла длина лент. Их количество должно было соответствовать числу парней и девушек. Парни шли по часовой стрелки, девушки – против часовой, двигались навстречу друг другу. По переплетениям лент предсказывали урожай в будущем году. В процессе танца у Майского Шеста юноши стараются запутать приглянувшуюся девушку лентой — удалось запутать, вывернется, а ты догоняй. Догнал — твоя на эту волшебную ночь.
В вечер Белтейна парни вешали сучья и ветви на окна и двери девушек, которые им нравились. Перед праздником и после него пары уходили в лес «собирать май», а к утру возвращались, держа в руках цветы и ветки деревьев.
Те, кто желает прочной связи, плетут венки из свежих зеленых веток и первых цветов и предлагают венок тому (той), с кем хотят жить вместе. Принять венок и надеть его - значит, принять предложение. Хотя такая майская "свадьба" - всего лишь проба людей пожить вместе один год и один день, посмотреть, подходят ли друг другу. Если уживутся - тогда уже будут заключать другой, более длительный брачный союз.
Во многих историях Майские король и королева отвечают, за то, что случилось в Бельтайн, а иногда и за значимые события с Бельтайна до Самайна. Эта связь обычно символическая, но часто влияет и на реальные судьбы Короля и Королевы.
5. Дерево желаний
Это может быть Ива, Тёрн, Боярышник или Бузина. Нельзя срывать и срезать с них ветки – лесные духи обидятся. Дерево непременно должно находиться на поляне, где проходит праздник. Около него можно загадать желание. Для этого необходимы разноцветные лоскутки ткани или ленты. Для каждого желания выбирается подходящий цвет: синий (защита и исцеление), зелёный (процветание), розовый и красный (любовь), фиолетовый (мудрость). В благодарность нужно повесить на дерево небольшой подарочек – амулет, символизирующий Союз богини и Бога. Если такого амулета нет – подойдёт любая другая жертва, например монетка, камешек или кусочек пищи. Их оставляют под деревом. Иногда вешают белую ленточку, чтобы умилостивить духов.
Также можно повесить свой подарок и взять взамен него чужой – с тем, кто был его владельцем раньше – вы будете так или иначе связаны весь год
6. Трапеза
Как и в другие праздники, в Бельтайн важное значение играла трапеза. И традиционно она соответствовала времени года, а значит, в Бельтайн еда была довольно скромной, чаще вообще постной. Главным блюдом были лепешки из овса или грубой муки, они же были и основным ритуальным блюдом. Лепешки пеклись на горячих углях (на сковородке дом тоже можно!), но после выпекания лепешки сразу давались в руки — их не клали на тарелку или стол. И очень важно было удержать горячий хлеб, чтобы с его жаром в тело вошли тепло и жар Солнца .
Готовили блюда из зелени. Хорошо пойдут зеленые салаты, зеленые щи, яйца и молочные продукты. Например, молодой сыр или творог с зеленью. Блюда из сушеных грибов — супы, пирожки. Салаты из щавеля, крапивы и одуванчиков. Молоко с медом.
Из алкоголя на Бельтайн положено только пиво или настоявшаяся за зиму настойка на травах и ягодах.
В этот день дома среди домашних и друзей часто играли в древнюю игру:
Половина самой большой — первой — первомайской лепешки обмазывалась черным углем, затем лепешка разламывалась на столько частей, сколько людей собралось за столом. И каждый, не глядя, выбирал кусочек. Кому досталась светлая часть, тот год проживет радостно, счастливо и богато. Кто выбрал черную часть, того ждут трудности. Чтобы уберечься от них, надо совершить подвиг или выкупить свое счастье у темных сил.
7. Ночь Бельтайна.
В это время потусторонний мир соприкасается с миром людей. Открываются холмы сидов. Это одна из немногих ночей, когда человек может войти в холм или выйти из холма.
Очень часто на Бельтайн происходят великие события. Например, именно в этот день на землю Ирландии прибывали новые народы: род Партолона (первого жителя Ирландии), род Немеда, род Фир Болг, племена богини Дану, сыны Миля. Они приносили с собой новую кровь, обычаи и знания, вытесняли предыдущих хозяев этих земель.
Если чему-то ужасному суждено случиться, оно тоже сбудется именно в день празднования Бельтайна. «В ночь под первое мая» погибла Рианнон, кельтская богиня плодородия. В эпоху правления короля Ллудда «вечером на первое мая» два дракона вступили в отчаянную схватку друг с другом. Томас Мэлори в «Смерти Артура» пишет, что именно в этот день сэр Мелигранс похитил супругу Артура, королеву Гвиневру, гулявшую в лесу неподалеку от Вестминстера.
8. Прочие традиции
Ранним утром в Бельтейн собирали росу, которую использовали в приготовлении зелий для удачи. Девушки, которые умоются первой утренней росой, будут здоровы и красивы.
Нельзя рвать боярышник в этот день, иначе накликаешь беду или потеряешь любовь. А в некоторых странах наоборот, боярышником украшают вход в дом.
На Бельтайн, обычно, не полагалось делиться ничем: ни водой из дома, ни мукой, ни углём, ни молоком. Считалось, что вместе с даром из дома дающего уйдут удача и достаток.
Бельтейн — это еще и пастушеский праздник, в эти праздничные дни пастухи выгоняли скот на пастбища и проводили защитные ритуалы. Для одного из них пекли для себя специальные овсяные лепешки, круглой или треугольной формы. Кусочки таких лепешек пастух обязательно бросал через плечо в качестве жертвы диким животным, приговаривая:
«Брат волк, вот тебе мой хлеб – не тронь моих овец, брат лис, вот тебе мой хлеб, не тронь моих козлят… брат ворон…»
В старой Ирландии люди верили, что в промежуток между закатом кануна Майского Дня и восходом солнца следующего дня сиды, альвы и разные духи меняют место своего обитания. И их легко можно было встретить.