Первая волна кельтских переселенцев пришла в Британию около 700 г. до н. э. Они распространились по всей территории Британских островов, смешавшись с местным населением.  Около 400 г. до н. э. на острова переселились бритты, поведя себя как завоеватели. Примерно в это время появляются в Британии железные орудия и оружие, колесницы. Возникают укрепленные форты. Около 200 г. до н. э. в Британию вторглись бэлги  из северной Галлии. Они расселились к югу от Темзы и оттеснили местное население, отчасти смешиваясь с ним.

В 43 году н.э. в Британию вторглась римская армия. Римское завоевание Британии с переменным успехом продолжалось до 407 года н.э.
Римская культура распространилась на юге, в центре и на востоке острова, двумя путями: первый — романизация через управление, устройство колоний с римскими гражданами, хотя их и было мало; второй —романизация городов благодаря прибытию римских купцов. По данным Тацита (80-е годы), бритты перенимали язык, одежду и обычаи римлян. К концу I в. успехи колонизации были велики, но дальше дело пошло медленнее. Западнее Северна и севернее Трента колонизация вообще не проникла. Горные районы не были затронуты романизацией.

Когда построили Адрианов вал (стену Адриана), то оказалось, что к югу от нее лежит римская провинция, а к северу — доисторическая Британия.

После того как римляне покинули Британию, оказалось, что романизация носила достаточно поверхностный характер. Страна полностью  сохранила свою кельтскую основу.

После ухода римлян в 407 г. кельты римской Британии были фактически предоставлены самим себе на протяжении полувека. Это было время, когда усилилась кельтская знать, перенявшая римские методы ведения хозяйства при помощи труда рабов или крестьян. Кельтская знать стала превращаться в земельных магнатов, ведущих борьбу за землю и рабов. Эта борьба привела к ожесточенным усобицам между кельтскими земельными магнатами, особенно между потомками кельтских военных вождей и королей различных племен. Усобицы приняли особенно яростный характер в силу отсутствия какой-либо центральной власти, которая могла бы сдерживать соперничающих магнатов. В разгар этих усобиц на Британию и обрушились дружины англов и саксов.

Быт и иерархия

В политическом отношении Британия представляла из себя союз нескольких независимых друг от друга колен или родов; главенство в союзе принадлежало тому колену, которое в данное время было сильнее прочих.
Кельты Британии распадались на племена. Союзы между этими племенами носили очень непрочный характер. Племена делились на роды. Господствовали отношения патриархата, хотя пережитки матриархата были еще сильны. Земля находилась, как правило, в общинной собственности, но в более развитых районах выделились крупные земельные владения родовой и военной знати.
На юге и на востоке Британии население занималось земледелием.
В холмистых районах севера и запада острова население занималось преимущественно скотоводством.
Развитое земледелие юго-восточных районов превратило последние в житницу не только Британии, но и континента: хлеб сделался одной из важнейших статей вывоза.

Появились города; менее значительные были просто деревнями, укрепленными частоколом, но наряду с ними были и крупные городские центры: Лондиний (Лондон), Веруламий —приблизительно на месте будущего Сент-Олбанса, Камулодун — на месте Колчестера.
Богатые кельты могли жить в домах римского образца, крестьяне же - в хижинах доисторического типа. Дома римского образца сначала строились деревянные, а затем каменные, всегда прямоугольного плана с отдельными комнатами, иногда с ваннами и центральным отоплением.
Землю пахали тяжелыми плугами, поля были вытянуты поэтому полосами в длину, но тяжелый плуг появился еще до римлян; его принесли белги, так что по сути налицо было продолжение кельтского развития.

Римляне построили прекрасные дороги. Важнейшими дорогами, расходившимися от Лондона, были: через северный Кент к кентским портам; на запад к Бату и далее к южному Уэльсу; к Веруламию, Честеру, с ответвлением на Уэльс; на северо-восток на Камулодун; до Бата (Акве Солис) и Экзетера. В Уэльсе были дороги военного значения вдоль всего побережья. На севере шли три дороги: от Йорка на север, с ответвлением до Карлайла, от Честера на север. Эти дороги продолжали служить населению Британии и после ухода римлян.
Как в поселениях, так и в городах кельты жили общинами, главной чертой которых  была их относительная самодостаточность – они сами добывали пропитание (развиты были рыболовство и земледелие), сами изготавливали одежду, но при этом часть плодов их труда уходила на покупку оружия, инструментов и других необходимых предметов, которые можно было получить лишь наладив связи с ремесленниками и торговцами.

Следовательно, повсюду, за исключением общин, занимавших невыгодно расположенные территории, появлялись люди, специализировавшиеся на каком-нибудь ремесле, что позволяло любому социальному объединению – от семьи до племени – повысить благосостояние за счет продажи своих изделий. Основным товаром были шкуры, шерсть и тому подобное; с открытием железорудных залежей на всей территории кельтских владений главным предметом торговли стало легкое в обработке железо, пользовавшееся большим спросом, чем бронза – сплав, чьи компоненты довольно редки в природе. Добывались также железо, медь, олову (Корнуолл), в прибрежных районах – жемчуг.

Торговали либо посредством обмена товаров на товары, либо использовали деньги – вначале в виде железных  и медных брусков  определенного веса, (как неотделанные мечи), а позже началась также чеканка золотой монеты по образцу греческой (македонской).

Представители кельтской знати и особенно военной аристократии могли обитать и в замке. Замки в Британии сочетали в себе жилые и оборонительно-фортификационные задачи. Первые укрепления замкового типа на территории Англии можно отнести к 5 в до н.э. – это Замок Maiden в гравстве Дорсет. Первые каменные фортификационные постройки на территории Англии появились уже в I веке. Это были римские постройки, выполненные так качественно, что руины стоят по сей день. Конечно, в то время преобладали деревянные постройки, но и каменные укрепления тоже встречались.

Внешний вид кельтов:

Согласно скульптурам и дошедшим до нас описаниям, кельты были рослыми людьми с гибкими мускулистыми телами, круглыми или овальными головами и волнистыми или кудрявыми волосами. Цвет волос варьировался от светлого до темно-каштанового, глаза могли быть серыми, синими (голубыми)  или зелеными. Кожа достаточно светлая.  Скульптурные портреты служат прекрасной иллюстрацией тому, что кельты следили за своим внешним видом. Знатные кельты носили длинные усы, либо тщательно брились, воины предпочитали  короткие бороды, а волосы смачивали известняковым раствором и странным образом зачесывали их со лба назад – на манер лошадиной гривы.

Обычная одежда кельтов: штаны, рубахи, туники и плащи для мужчин, платья-рубахи и плащи для женщин. Женские платья и плащи были длиннее мужских. Ткань: шерсть, лён.  Вариации, в том числе и цветовые, зависели от статуса и принадлежности к тому или иному племени. Мужская одежда была удобна для верховой езды. Из традиционных украшений историки отмечают кельтские шейные гривны, которые представляли собой согнутые дугой металлические прутья или полые трубки, концы которых соприкасались либо между ними оставался небольшой зазор. Металл, вероятно, был довольно гибким – обруч раскрывался, и концы расходились на достаточное расстояние, чтобы его можно было надеть на шею. Также использовались в быту и служили как украшение фибулы и броши, зачастую бронзовые. Были популярны кольца и браслеты из драгоценных металлов.

Вот описание одежды ирландских знатных кельтов: "…наряды ирландской знати состояли из двух предметов: туники, или рубахи, на ранних фазах существования – без рукавов, и плаща. Их носили представители обоих полов. Рубаха (le ine), сотканная изо льна, у мужчин доходила до колен или чуть ниже, у женщин – до лодыжек, а на талии перехватывалась ремнем или поясом (criss). Поверх надевали шерстяной плащ (brat) – четырехугольный, возможно прямоугольный. У ирландского плаща не было ни прорезей для рук, ни капюшона – он представлял собой цельный кусок полотна, закреплявшийся застежкой, или фибулой. Его длина, вероятно, зависела от уровня благосостояния и общественного положения владельца. В одном из древнеирландских текстов есть упоминание о королевских плащах с пятью фибулами, в другом описывается мифологическая героиня: она стоит в колеснице, а ее плащ стелется по земле.
Ирландские рубахи и плащи находят аналоги и в одежде континентальных кельтов, описанной античными историками. О легких плащах упоминает Полибий, один из них носил воин, изображенный в скульптурной группе «Ludovisi».
Диодор повествует о людях в разноцветных плащах, закрепленных фибулами, и в рубахах с вышивками и красочными орнаментами, перетянутых поясами с золотыми и серебряными украшениями. Страбон к этому добавляет, что рубахи (tunicae) были с разрезами по бокам и имели рукава. Поздние ирландские сочинения содержат чрезмерно подробные витиеватые описания одежды, в ранних текстах фигурируют цветные плащи – в основном пурпурные, малиновые и зеленые. Сохранились также упоминания о пятнистых и полосатых плащах; декоративные элементы, по-видимому, изготавливались отдельно и затем пришивались к полотну. Живописность и пестрота кельтских нарядов была отмечена Диодором, Плинием и другими авторами. Что касается обуви, в Ирландии носили кожаные башмаки и сандалии. Похоже, в головных уборах кельты не испытывали большой необходимости – это и понятно, если вспомнить их специфические прически."

Религия кельтов:

Очень большое место в жизни британских кельтов занимали жрецы-друиды, имевшие единую организацию с друидами Галлии. Центр друидов находился на острове Англси. Друидические божества обитали, по убеждению кельтов, в священных рощах, ручьях, горах. Друиды были могущественны: они обладали высшим авторитетом в области права, морали, воспитания.
Друиды ревностно охраняли свои знания, так как опасались потерять своё влияние. Поэтому обучение друидов производилось исключительно устно, и ученик в первую очередь развивал память, чтобы запомнить огромное количество информации.

Гай Юлий Цезарь писал: «Друиды — жреческое сословие, на обязанности которого лежит вся религиозная сторона жизни. Они являются также судьями во всех почти спорах и тяжбах и распределяют награды и наказания. Лица, не желающие подчиниться их решению, лишаются права участвовать в жертвоприношениях, то есть исключаются из общества. Друиды избавлены от военной службы и от всех налогов. Основное учение друидов состоит в том, что души людей не умирают вместе с телом, а переселяются в другие тела».

Многое неясно в религии друидов, но захоронения, особенно богатые захоронения в курганах (например, предполагаемая могила Кунобелина), свидетельствуют неоспоримо о вере в бессмертие души. Найдены погребальные дроги из дерева и железа, много вещей обихода, оружия, ювелирных изделий. Все вещи попорчены, чтобы они были также мертвы и могли служить умершему за гробом.
У кельтов был богатый пантеон богов, хотя сведений о них сохранилось не так много. В основе религии лежит идея мирового древа (таковым считался дуб). Человеческие жертвоприношения производились лишь в самых крайних случаях, когда стране угрожала неминуемая гибель.

Говоря о древнекельтских божествах, обычно называют следующие имена: Таранис, Кернунн, Эзус, Тевтат, Луг, Белен, Огмий, Бригита, Эпона.

• Таранис – бог грома, считается, что своим именем, иконографией и функциями близок к другим богам-громовникам индоевропейского пантеона. 
• Кернунн - интерпретируется как проявление восходящего к незапамятным временам культа Рогатого бога.  Ассоциируется с римским Сильваном.
• Эзус – возможно имя главного божества галлов, скорее всего, его нужно сопоставлять с Меркурием или с северо-германским Одином». Оба бога были покровителями перемещений и перевозок.
• Тевтат — первоначальное значение его имени, видимо, восходит к значению «(защитник) племени/народа». «Для жизни племени этот бог, несомненно, имел большое значение; он был покровителем войны, но его функции сложнее, чем простая помощь воинам»
• Луг -  является знатоком многих искусств и ремёсел (он и плотник, и кузнец, арфист, филид, сведущий в делах старины, врачеватель, кравчий, воитель и герой), за что носит прозвище Самилданах, что означает «опытный во многих искусствах», и Ламфада, «Длинные Руки» или «Меткий Стрелок», или Лавада, «Длиннорукий» (некоторые объясняют данное прозвище солярной природой Луга, сравнивая руку с лучом солнца).
• Беле́н (Belenos, Belinos) — кельтское божество, отождествлявшееся с Аполлоном. Как и Аполлон, он считался богом-врачевателем и особенно почитался как покровитель священных горячих источников.
• Огмий, Огмиос - Огмиос представляет вариант мифологического типа культурного героя, так же как и Геракл, чей культ широко распространился по всему античному Средиземноморью, и чьё имя и означает «прославленный Герой».
• Бригита была важным женским божеством Ирландии, богиней войны, а в мирной жизни — богиней поэзии, ремесел и врачевания, а также помогающей женщинам при родах.
• Эпо́на - (кельт. Epona, от *epos «лошадь») — в кельтской мифологии богиня коневодства, считавшаяся покровительницей лошадей, мулов, ослов, погонщиков и возчиков. В мифологии галльских кельтов Эпона была одним из наиболее значительных божеств. Лошади для кельтов имели огромное значение, они использовались и для перевозок, и на войне, и в сельском хозяйстве, вполне естественно, что культ богини — покровительницы лошадей составлял весьма важную часть их религиозных воззрений. Эпона нередко отождествлялась и с врачеванием, в частности — водолечением. Считается, что она выполняла роль психопомпа — провожатого и стража, охранявшего души умерших при переходе в подземный мир.