О сотворении Арды, то что игроки обязаны знать, верят их персонажи в это, или нет, их личное дело.

Единый вначале создал Валар, которых люди иногда считали богами, и майар - меньших духов. Он дал им Тему великой песни, и этой песней они творили мир; но Мелькор, будущий Темный Властелин Моргот, устроил раздор, пытаясь заставить всех следовать его Теме, а не Теме Единого. Поэтому мир был Искажён, и в мир вошло зло. Многие майар тоже стали служить Мелькору, самым сильным из них был Саурон, который позже сам стал Тёмным Властелином вместо Моргота.
Манвэ творил воздух, Улмо воды, Аулэ земную твердь, Йаванна растения и животных. Эльфы и люди созданы одним Единым; гномов создал Аулэ, но одушевлёнными и свободными сделал Единый. Энты - создания Йаванны, духи в облике деревьев.
Борьба Валар и Мелькора началась с сотворения мира. Когда Мелькор разрушил Светильники, изначально освещавшие мир, Валар создали землю, почти свободную от Искажения - Валинор (Благословенный Запад, Бессмертные Земли), а Йаванна создала Два Древа, Серебряное - Тельперион, и Золотое - Лаурелин. Они освещали Валинор, в то время как в Средиземье царила ночь, и свет Древ противостояние Искажению.

Загробная жизнь

После смерти души эльфов и гномов призываются в Чертоги Мандоса (Чертоги Мёртвых) на Западе. Это место исправления или отдыха и укрепления души. Владыка Чертогов Мёртвых и Судья Мёртвых — Вала Намо Мандос. Спустя время умершие эльфы могут возродиться в своём теле, а гномы родиться снова.
У людей и хоббитов другая судьба — их души навсегда уходят за Круги Мира, и об их участи знает только Единый.
Майар это духи, поэтому они не могут умереть по-настоящему - только развоплотиться, стать бессильными и невидимыми призраками на время или навсегда.

Будущая судьба Мира

Согласно пророчествам, в будущем Моргот вернётся, разрушит Солнце и Луну и снова будет захватывать мир. Тогда произойдёт Последняя Битва между Светом и Тьмой, после которой мир обновится, а все умершие оживут. Арда Возрождённая - это тот же Мир, но Искажение будет преодолено, горя, зла и смерти больше не будет. Свет в Арду Возрождённую вернётся благодаря Сильмариллам, хранящим древний Свет Древ.

Культ

Храмов Единого или Валар в Арде не было, но были священные места, особенно вершины гор. В  Гондоре святилищем Единого стала гора Миндоллуин, на которой в конце Третьей Эпохи проросло новое Белое Древо. При Элессаре  возродился обычай ежегодных праздников в честь Единого с восхождением процессии на священную гору. Короли, по традиции, идущей из Нуменора, одновременно являются первосвященниками, просят и благодарят за весь народ.
Места, существа и артефакты, связанные с Валар - почитаемые и благословенные, но не такие священные.
Напрямую к Единому обращаются очень редко, в особых случаях. Люди в молитвах чаще обращаются к Валар, в соответствии с их силой (например, Оромэ как Охотника на темных тварей могут просить о защите от них). Конечно, если верят в них.
Гномы среди Валар особо почитают Аулэ, так как он их создал.

Тёмные культы (варианты)

Тёмные майар не могут не верить в существование Единого (когда-то они общались с Ним напрямую), но могут уверять других, что его нет  или он больше ни во что не вмешивается, или представлять "тираном".
Любые Тёмные могут поклоняться Тьме как таковой и Морготу как Владыке мира и Владыке Тьмы, воплощению могущества, ожидать его возвращения в мир с победой. Тёмные люди (но не орки) могут также верить в доброго учителя и творца Мелькора и жестоких завистливых Валар, в то, что историю исказили лживые/обманутые Валар эльфы и их ученики из людей.
Также возможно поклонение как богу сильнейшему из живущих поблизости Тёмных духов.
Тёмные культы могут включать жертвоприношения Морготу (в том числе людей, гномов и т.д.),  пародирование светлого культа, чёрную магию и некромансию,  псевдо-шаманские ритуалы (чтобы призвать помощь тёмных духов и защититься от светлых).