Слово "рохиррим" (Rohirrim) восходит к roch (кв. rokko) - "конь", и эльфийской основе kher - "владеть"; отсюда синдарское Rochir - "повелитель коней" и Rochir-rim, "воинство повелителей коней" (Толкин особо оговаривает, что к ивриту эта форма никакого отношения не имеет). В гондорском произношении ch (как в немецком, валлийском, и т.д.) перешло в h (не немое); и так Rochann > Rohan. Сами себя они называли эорлингами (Eorlingas, др.-англ. "сыны Эорла", по имени первого короля Рохана), название "рохиррим" использовалось в Гондоре. Другие названия – Повелители Коней и Коневоды Севера (на вестроне), Всадники, северяне (по контрасту с харадрим); форгойл (Forgoil, "соломенноволосые") (название рохиррим у дунлендингов).
Рохиррим происходили из Трех Домов Людей, откуда родом и нуменорцы; возможно, не напрямую от самого Хадора Золотоволосого, Друга Эльфов, но от тех из его сыновей и народа, что отказались уйти за Море на Запад, либо тех племен, которые не дошли до Белерианда. Таким образом, предки рохиррим сродни Беорингам или Бардингам из Дейла, а также народу, жившему у западных пределов Мирквуда. Гондорские летописи называли их Людьми Сумерек, в отличие от Высокого рода - Людей Запада, нуменорцев. Считалось, что предки короля Эорла Юного ведут свой род от правителей Рованиона, и таким образом, они считали себя родичами королей Гондора, потомков Эльдакара (отец Эльдакара Валакар взял в жены Видумави, дочь короля Рованиона (вторая половина XIV в. Т.Э.).
Рохиррим издавна были народом равнин: они любили открытые зеленые степи и не знали себе равных в искусстве коневодства. Говорится, что рохиррим "никогда бы не стали покупать собственные жизни ценой своих коней. Коней своих они любят чуть ли не так же, как собственную родню. И не без причины, ибо кони Риддермарка происходят с северных равнин, не омраченных Тенью, а родом они, как и их хозяева, из свободных дней древности". Известно, что эотеод, предки рохиррим, приручали диких лошадей, "которых в ту пору было много в той земле". Фелароф, пойманный королем Леодом и укрощенный его сыном Эорлом, первым королем Рохана, стал прародителем мэарас; он сам и его потомки жили столь же долго, как люди, и позволяли ездить на себе лишь королю Марки и его сыновьям (вплоть до времен Скадуфакса).
В ВК приводится описание первой встречи Хранителей с Всадниками Рохана: "Кони были рослы, сильны и статны; серые бока их блестели, длинные хвосты текли по ветру, гривы были заплетены в косы на гордых шеях. Высокие и стройные всадники удивительно подходили своим скакунам; светлые льняные волосы струились из-под легких шлемов и падали на спины заплетенными прядями; лица людей были ясны и суровы. В руках у них были длинные ясеневые копья, на спине щиты с гербами, на поясе длинные мечи, блестящие кольчуги доходили до колен".
Толкин характеризует рохиррим как "героических "патриархально-эпических" всадников", признавая, что культуру "героических рохиррим" он отчасти обогатил. Первые короли Рохана возвели столицу Эдорас с королевским дворцом Медусельд; в Белых горах существовали крепости или укрытия (крупнейшие - Дунхарроу, а тж. Хорнбург в Хельмовой Пади), однако большинство рохиррим жили в небольших деревнях или хуторами. Основные занятия: земледелие и коневодство. Промышленности, по всей видимости, не существовало: примечательно, что доспехи рохиррим получали из Гондора.
Предки рохиррим были связаны узами давней дружбы с Гондором, которая восходит ко временам войн Гондора с кибитниками в правление королей Нармакиля II и Калимехтара. Союз народов Севера принял на себя всю тяжесть первых атак восточных племен и долгое время служил бастионом Гондора против этой угрозы. В битве на Равнинах (1856 г. Т.Э.), закончившейся поражением войск короля, армии Гондора были спасены благодаря мужеству и верности арьергарда под командованием Мархари, потомка Видугавии, от которого ведут свой род правители Эотеода и Рохана. Сын Мархари Мархвини был союзником короля Калимехтара в битве на Дагорлад в 1899 г.; и хотя это сражение, завершившееся разгромом кибитников, не отвело восточной угрозы ни от Гондора, ни от Эотеода, тем не менее, как сказано в "Утраченных преданиях", "величайшие последствия этого союза лежали в далеком будущем, которого никому не дано было предвидеть; два великих похода рохиррим как союзников Гондора: появление Эорла на Полях Келебранта и пение рогов Рохана на Пеленнорском поле, без которых стало бы напрасным возвращение Короля".
После того как рохиррим обосновались в Каленардоне, отданном в дар народу Эорла Кирионом, Наместником Гондора, они узнали многое об обычаях и истории Гондора; правители Рохана свободно владели вестроном. Но по большей части рохиррим держались обычаев своих отцов и говорили между собой на собственном языке, принесенном с севера. Предания рохиррим передавались в устной традиции, поскольку собственной письменности у них не существовало. "Они горды и своенравны, но верны и благородны в мыслях и делах; смелы, но не жестоки; мудры, но не учены, они не пишут книг, но знают много песен...". "Высокие мужчины и прекрасные женщины, одинаково доблестные, золотоволосые, ясноглазые и сильные; они напоминают нам о юности Людей, о том, какими они были в Древние Дни". Срок жизни рохиррим составлял около 80 лет, причем они сохраняли силу даже в старости.
Рохиррим говорили на своем, северном языке, поскольку к моменту событий ВК переселились из Эотеода всего лишь около 500 лет назад. Однако все они, за исключением простонародья, говорили и на вестроне на гондорский лад. Так, король Теоден родился в Гондоре, и в дни его отца в Медусельде говорили на Всеобщем наречии.
Для перевода имен и названий, а также отдельных образчиков языка эорлингов Толкин использует древнеанглийский. При этом Толкин специально оговаривает, что это - лишь прием перевода, вовсе не означающий, что во всем прочем рохиррим близко походили на древних англосаксов, будь то в культуре или искусстве, оружии или методах ведения войны (Приложение F к ВК). Однако традиции и поведение рохиррим, с их безоглядной, "суицидальной" доблестью и жаждой личной славы в качестве одного из основных побуждающих мотивов, во многом вписываются в "теорию северного мужества", характеризующую мировосприятие древнегерманского мира.
В поэзии рохиррим использовали аллитерационную систему стихосложения, очень похожую на древнеанглийские образцы ("Плач по Теодену", песня Эомера и т.д.).
Источники
LOTR (Books III, V, VI; App. A, B, F)
UT (Part III, Ch. 2, 5)
HoME VII (Ch.XX, XXVI)
HoME VIII (Part I, Ch. I-III; Part III, Ch. II, VII)
HoME XII (Part I, Ch. 9)
Letters (№131, 144).
Текст взят из Арды-на-Куличиках