Пикты (англ. Picts) — союз кельтоязычных народов, живших на северо-востоке современной Шотландии во времена позднего Железного века Британии и Раннего Средневековья. Пикты населяли территории центральной и северной Шотландии, к северу от залива Ферт-оф-Форт. Они постоянно совершали набеги на юг Британии и в 360-х годах дошли до Лондона. Первоначально пикты представляли собой союз племён; к VI веку сформировалось несколько государственных образований, позднее объединившихся в Королевство пиктов. Пикты препятствовали завоеванию северной территории римлянами и англичанами, поделив Британские острова на север и юг.

Упоминается существование отдельного пиктского языка, который обычно относят к островным кельтским языкам; особенно подчёркивается его близость с древнебриттским языком, на котором общались обитавшие южнее бритты. Название "пикты" произошло либо  от латинского слова "Picti" – "разрисованный" (так называли их римляне), либо от слова "Pecht", что в шотландском языке имеет значение "предки".

В валлийской литературе пикты называются словом Pryden[5], а Британский остров — словом Prydain. Таким образом, названия «Британия», «бритты» первоначально могло относиться к пиктам и лишь затем перейти на весь остров и его обитателей.
Пикты вели кочевой образ жизни, что позволяло очень быстро собрать пожитки,  и покинуть место, куда могли прийти враги. По этой причине у них не было городских центров, а это усложняло ситуацию для завоевателей. Еще одной важной особенностью пиктов было то, что они не воевали в открытую, а вели партизанскую войну. Поэтому римляне так и не смогли завоевать пиктов.
В 122 году н.э. римский император Адриан приказал обнести стеной территории пиктов, дабы показать, что эти земли не заслуживают завоевания и каких-либо жертв со стороны легионов. Вал Адриана, длиной 117 км, протянулся от Ирландского до Северного моря у границы с Шотландии.

После ухода римлян Британия оказалась беззащитна, пикты не стремились овладеть всей бывшей римской провинцией. С одной стороны, это было вызвано тем, что бритты довольно успешно обороняли свои земли на севере, не давая соседям захватить земли к югу от Адрианова вала. С другой стороны, пикты сами столкнулись с натиском ирландского племени скоттов. В 4-м веке они успешно проникли на западное побережье современной Шотландии и основали королевство Дал Риада. Некоторые исследователи предполагают, что походы скоттов были предприняты при деятельном участии бриттов, заинтересованных в том, чтобы пикты отвлекали часть своих сил на оборону западных рубежей.

Быт и иерархия:

Пиктское общество особо не отличалось от обществ других народов Северной Европы того времени; более того, по отношению к соседним группам находилось большое количество связей и параллелей. Благодаря множеству сторонних источников хорошо известно об истории пиктов уже начиная с XI века, как раз с этих времён началось её документирование.
Известно, что племя не было однородным: по хребту Грампианских гор оно делилось на две группы, каждая из которых имела своего вождя. Примечательно, что верховная власть у пиктов передавалась согласно принципу матримониального наследования — новых государей выбирали из наследников по женской линии.

После ухода римлян начинается «золотой век» пиктов. Разрозненные племенные союзы наконец объединились в королевство, а первым монархом, жизнь которого подтверждена историческими источниками, был Бруде (примерно середина 6-го века). В этот момент в северной Британии оформляются 4 государства, которые будут бесконечно соперничать между собой вплоть до появления в регионе викингов: это пикты, скоттская Дал Риада, бриттское королевство Старклайд и Нортумбрия англов.

Пикты были хорошими фермерами, они выращивали зерновые культуры, держали крупный рогатый скот, и, таким образом, имели крупы, мясо и шкуры. Наиболее важным животным для пиктов были, конечно, лошади. Кочевой образ жизни требовал дальних перемещений, и лошади справлялись с этим как нельзя лучше.  Также пикты обладали высоким уровнем развития ремесел: обработки металла, выделки кожи, ткачества, резьбы по камню и кости.

Особые обычаи  и законы пиктов:

• По свидетельствам историков, пикты окрашивали свои тела в синий цвет, чтобы выглядеть «более дикими в бою». В переводе с латыни «пикты» как раз переводится как «раскрашенные», потому что они предположительно делали множество татуировок, помимо окрашивания всего тела в синий цвет. Кроме того, они предпочитали сражаться обнаженными и шли в бой только препоясавшись мечом и вручив свою судьбу богам.
• Возможно предположить, что у пиктов существовал какой то вид многобрачия. Так Дион Кассий описывает знакомство жены римского императора Луция Септимия Севера с пиктской женщиной. При встрече венценосная особа пыталась застыдить варварку её развратностью. На это пиктка ответила, что, в отличие от римлянок, которые вынуждены скрывать от общества свои отношения с любовниками, варварские женщины сами выбирают себе мужчин, притом самых лучших.
• В обществе было равенство полов: женщины пользовались уважением, а власть передавалась мужчинам, но по женской линии. Например, если у главы племени, а затем и короля, не было детей, то власть переходила к брату жены короля/главы племени, либо племяннику, если таковой имелся, но не от отца к сыну. Наследование по женской линии могло быть решением практической проблемы доказательства отцовства, но при этом многобрачие всегда могло сопровождать наследование по женской линии, служа своего рода поддержкой религиозного и законодательного табу, запрещавшего сыновьям наследовать отцам.

Религия:
В картине мира пиктов во главе стояла женщина - богиня, которую звали Бригита. Пикты занимались земледелием и скотоводством, потому что верили: Бригита живет среди людей, а раз она выбрала домом именно это место, то нужно его облагораживать и вести хозяйство.
Бригита почиталась как покровительница ремёсел и искусств, особенно покровительствовавшая поэтам, прорицателям, кузнецам и врачам.
Богиня хранила секреты искусства и ремёсел и обучала их практическому применению.

Ирландские мифы сохранили для нас сказания о прекрасной дочери бога Дагды- рыжеволосого бога всех знаний мира, где Дагда был предводителем Туатта-Де-Данаан и сыном богини-прародительницы Дану. Его партнершей была богиня войны Морриган.Его дочь Бригита была замужем за Туинеанном и родила ему прекрасных трех сыновей: Бриана, Лечара и Лучарба.
Имболк — праздник богини Бригиты (goddess Brighid), очищения и возрождения Земли. Имболк символизирует растущую фазу Богини, тогда как противоположный ей в Колесе года Ламмас — убывающую. В Ламмас Богиня — старуха, в Имболк — она возродившаяся и обновленная дева.))) И три цвета Имболка - белый, синий и жёлтый - как раз о прибавляющейся силе Солнца (белый - снег, синее - Небо, а жёлтое – Солнце.)
Имболк  празднуется 1 или 2 февраля, так как это день переходной четверти на солнечном календаре, на полпути между зимним солнцестоянием и весенним равноденствием.