Эльфы в традиционном понимании этого термина относятся к волшебному народу из кельтского и германо-скандинавского фольклора. В скандинавской мифологии их также называют альвами, а в кельтской мифологии - сидами. Эльфы являются постоянными персонажами сказок и произведений жанра фэнтези и чаще всего рассматриваются как духи.
Происхождение названия "эльфы"
В германских языках есть группа подобных «elf» слов: датское название «elv», англо-саксонское «aelf», шведское «alv», норвежское «alv» и исландское «alf-ur», что говорит о едином корне, а, следовательноо былом единстве представлений об эльфах среди предков всех современных германских народов. Некоторые исследователи связывают слово «эльф» с романским корнем «альб»— «белый», существует также мнение, что оно произошло от валлийского или ирландского «elly»/«ailli»— «сияющий», восходя к шумерскому «ellu»— тоже «сияющий». Действительно, эльфов из ранних легенд отличало исходящее от них сияние.
Эльфы – светлые духи природы в германско-скандинавской мифологии
В германо-скандинавской мифологии существует два типа альвов – 1) белые, светлые и добрые и 2) тёмные, мрачные и хитрые карлики. Первый тип, по мнению большинства исследователей фольклора – это и есть настоящие эльфы. А второй тип – не имеющие никакого отношения к ним цверги или гномы. Светлые альвы или эльфы считались мудрецами и волшебниками, обучавшими первых волхвов. Они были искусны в поэзии, музыке и многих ремеслах. Эльфы жили в Альвхейме (стране эльфов) и прислуживали богам – асам. Своим обликом они были прекраснее солнца. В английском, шведском, норвежском фольклоре и современной культуре эльфы стали относиться к духам природы, населявшим воздух, землю, горы, леса и жилища.
Согласно англо-саксонским легендам, от светлых эльфов произошла часть скандинавских валькирий. Валькирии считались бессмертными девами чудной красоты с золотыми (вар. - светлыми) волосами, ослепительно яркими голубыми глазами и белоснежной кожей.
Примерно такими же изображал эльфов и оксфордский профессор англосаксонского языка Дж. Р. Р. Толкиен, судивший о них на основе скандинавской, англо-саксонской и кельтской мифологии. Он относил эльфов к древней расе и считал, что они были совершенны и ликом и телом. Некрасивых эльфов, по его мнению, не было, потому что они были созданы без изъянов. Эльфийские глаза - большие, всегда чистых цветов, обычно серые и голубые (небесные), но не зелёные.
Эльфы - духи "Волшебной страны" в ирландском фольклоре
В кельтской мифологии эльфами называется волшебный народ (по существу, те же духи), который жил в холмах - сидах и в ранних мифах был известен под названием «сиды». Эльфы были существами мужского и женского пола. Их правительницей была королева Медб - высокая стройная красавица с ярко-голубыми глазами и длинными светлыми волосами. За спиной у нее развивалась широкая мантия из тончайшего белого шелка. Мужчина, которому доводилось встретиться с Медб, вскоре умирал от любовной тоски. Другие эльфы тоже были очень высокого роста, а их красота могла сразу "ослепить" простого смертного. Одним прикосновением руки они отнимали у человека волю и разум. Человека, случайно забредшего в их земли (это были всегда мужчины), эльфы, как правило, превращали в своего раба. Если же несчастному все же удавалось убежать и добраться до дома, к нему уже никогда не возвращался рассудок. Иногда бывшие пленники эльфов становились пророками или целителями, приобретая способность предвидеть будущее или лечить людей. Несмотря на это, в ирландской мифологии имеется множество сюжетов, в которых смертные и эльфы соперничали друг с другом, а люди проникали в их мир с целью сватовства или чтобы добыть чудесные предметы. Есть также предания и исторические свидетельства (причем не только в Ирландии) о браках между эльфами, феями и людьми - например, Бекумы Белокожей с королем Ирландии Конном Ста Битв - и о рождении от них детей.
Источник: https://ltraditionalist.livejournal.com/
-----------------------
Большинство западноевропейских народов называли их эльфами, скандинавы - альвами, кельты - племенами богини Дану и сидами, бретонцы - корригаями, славяне - дивьими людьми, индийцы - гандхарвами и апсарами.
отличалась от человечества ростом: ее представители были либо гигантами, как кельтские сиды и индийские гандхарвы, либо, наоборот, малышами, как эльфы и скандинавские альвы. Но в любом случае они были стройны, изящны и удивительно красивы.
По одним легендам они отличались долголетием - жили до пятисот лет и более. В других мифах старший народ и вовсе наделяется бессмертием. Кстати, дети у его представителей рождались очень редко.
Селилась старшая раса вдалеке от людей - в пещерах, внутри полых холмов, в густых лесах, на уединенных островах. Сиды и прочие представители старшего народа были искусными мастерами: их изделия многократно превосходили по красоте и качеству предметы, изготовлявшиеся руками людей. Эльфы, например, особенно славились как замечательные ткачи.
В мифах абсолютно всех культур старшая раса наделяется врожденными магическими способностями. К тому же ее сыновья и дочери отличались необыкновенными, зачаровывающими аудиторию талантами в музыке, пении и танцах. В Индии подобная музыка по сей лень именуется «искусством гандхарвов». А мелодии эльфов, обожавших водить хороводы при лунном свете, заставляли танцевать даже неживую природу.
Альвы (эльфы) в ранней германо-скандинавской мифологии — нестареющая, обладающая магией, прекрасная раса, живущая как и люди, на Земле, либо в «эльфо-мире», который тоже описывался физически реальным (так как по легендам люди попадают туда и возвращаются оттуда живыми). Такое представление об альвах, частично сохранившись, дошло даже до средневековья, осталось запечатлено в языке, именах, культуре и генеалогии.
----------
Туаты у кельтов
Во времена глубокой древности в Ирландии появились туата де Даннан (племена богини Дану или дети Дану). Своим колдовством они укрыли землю густыми туманами и безраздельно властвовали островом, сражаясь с другими племенами и демонами-фоморами приплывшими из-за моря.
Впоследствии туата де Даннан уступили власть над Ирландией милезам (сыновьям Миля). Милезы заключили с туатами договор, по которому милезы получают остров во владение, а дети Дану могут остаться в Ирландии, но жить не на поверхности земли, а внутри холмов, именуемых сидами. Отсюда и новое название туатов — сиды (Sídhe) или ши (Shee).
Образ сидов почти полностью совпадает с современными представлениями об эльфах, возникшими благодаря современной и классической литературе.
Сиды высоки ростом и прекрасны лицом. Но одного их прикосновения достаточно, чтобы свести человека с ума; стрелы сидов, с пропитанными ядом наконечниками, убивают на месте. Правит сидами королева Медб — красавица с голубыми глазами и длинными белокурыми волосами. Тот, кому доведется увидеть её, умрет от любви и тоски. Если сидам не докучать, они не обратят на людей не малейшего внимания. У них своя жизнь, свои заботы — они пасут свой чудесный скот, танцуют, попивают виски, музицируют. Особенно остерегаться сидов следует в Хеллоуин (31 октября) — древний языческий праздник у кельтов, начало нового года. Считается, что в это время сиды переселяются из одних холмов в другие.
--------
Среди прочего очень важно не забывать о том, что многие представления об альвах, бытующие в современной культуре, берут начало не в германской традиции, а в традициях ирландцев и других британских кельтов. У ирландских сидов немало общего с германскими альвами, в особенности с альвами из курганов (само слово sidhe обозначает и полый холм или курган, и обитателей полых холмов): любовь к музыке, привычка приглашать людей к себе домой и похищать человеческих детей, оставляя вместо них подменышей, и так далее. Однако правила обхождения с сидами, до некоторой степени обеспечивающие безопасность, отличаются от тех, которые следует соблюдать при общении с альвами. Согласно ирландским верованиями, сиды — существа нечеловеческого происхождения, побежденные людьми, которые заселили Ирландию. Из некоторых ирландских героических сказаний явствует, что даже до принятия христианства мир между людьми и сидами был в лучшем случае шатким. Пример тому — сага «Приключение Неры». Нера из Круахана, женатый на женщине из сидов, получает от своей супруги совет предупредить людей Круахана: если они не разрушат местный сид, то на Самайн его обитатели нападут на них и всех перебьют. Люди наносят удар первыми и побеждают (Markale 1986, 193—194).
Возможно, у сидов и альвов все же имеются некоторые общие особенности, да и опасности, исходящие от них, могут быть схожими. Но в целом альвы относятся к людям гораздо более доброжелательно, гораздо чаще просят людей об услугах и, со своей стороны, оказывают им помощь. Это не значит, что иметь с ними дело совершенно безопасно; но все-таки они куда менее, чем сиды, склонны вредить людям просто по привычке или по злому умыслу.
На практике главное различие между сидами и альвами заключается в том, что от сидов никогда не следует принимать пищу, да и другие их подарки могут таить в себе опасность. С альвами все наоборот: их угощения и дары, как правило, безопасны и благотворны, и, более того, отказаться от них — значит нанести дарителю тяжкое оскорбление. Так же обстоит дело и с троллями: в одной сказке с человеком, поевшим тролльской еды, не происходит ничего плохого, а другой человек, отказавшийся от угощения, погружается в зачарованный сон. (Jón Árnason 1961, I.196).
Основные правила взаимодействия с альвами:
* Не отказывайтесь от пищи, которую они вам предлагают, и от прочих услуг и даров. Даже бесполезный, на первый взгляд, подарок, может на поверку оказаться очень ценным. В этом отношении скандинавские альвы и веттир непохожи на кельтских: те скорее вручат человеку зачарованные опилки или сухие листья под видом золота, тогда как германские альвы обычно поступают наоборот.
* С напитками, которые предлагают тролли, будьте очень осторожны: зачастую они слишком крепкие для человека и даже обжигают кожу. Вино иномирных духов тоже может быть опасным: оно ослабляет связь нашего разума или души со Срединным Двором, затягивая человека слишком глубоко в потусторонний мир. Здесь можно вспомнить средневековую скандинавскую балладу «Пленница Горного короля» (Den bergtagna): испив вина или меда из рога Горного короля, девушка забывает обстоятельства своей земной жизни (разные в различных версиях баллады) (Jansson 1999, 163—165). По той же причине опасно присоединяться к танцам альвов (вероятно, из-за того, что танец сам по себе способен изменять сознание, погружать в экстаз или транс).
* Если альвы просят вас о какой-то услуге, окажите ее от чистого сердца, даже если это доставит вам неудобства.
* Предупреждайте альвов, когда собираетесь зажечь огонь вне дома, выплеснуть кипяток на землю, облегчиться под открытым небом и так далее.
* Не лгите ни альвам, ни об альвах.
* Прежде чем заглянуть к альвам домой или присоединиться к каким-либо их занятиям, особенно к танцам, подумайте как следует и будьте очень осторожны. Люди, решившиеся на подобное, могут не вернуться вовсе, а если и вернутся, то уже никогда не будут прежними: одних до конца дней будет снедать тоска по миру альвов, другим придется заплатить слишком высокую цену за то, чтобы их отпустили. Депрессия, психические расстройства и помрачение рассудка той или иной степени тяжести — обычные последствия для тех, кто провел среди альвов слишком много времени.
* Чтобы освободить от чар человека, животное или предмет, заколдованный альвами (например, зачарованную скотину или «похищенного» ребенка), советуют пустить у него над головой стрелу или метнуть какую-нибудь стальную вещь. Еще один пример — зачарованные альвами острова, которые то появляются, то исчезают, пока на них не принесут сталь и/или огонь. Однако следует иметь в виду, что для человека, с которым так поступили, последствия могут быть неожиданными. Наглядная тому иллюстрация — норвежская история об Анне Рюкхус. Анна была похищена альвом и едва не вышла за него замуж. Проходивший мимо крестьянин спас ее, пустив стрелу поверх голов свадебных гостей. Но в этот момент Анна услышала слова своего несостоявшегося жениха: «Много будешь видеть, но мало что поймешь». После этого случая она и впрямь стала видеть то, чего не видели другие, а иногда брала палку и размахивала ею, чтобы прогнать с дороги перед собой каких-то незримых существ. Вдобавок, она заявляла, что видит, как через долину, где она жила, едут повозки без лошадей (за полвека до того, как там проложили железную дорогу), а высоко в небе летает нечто вроде гигантских птиц (за несколько лет до того, как над ее деревней впервые пролетел аэроплан). «Через несколько лет Анну Рюкхус прекратили считать ненормальной и стали относиться к ней как к мудрой ведунье» (Simpson 1988, 219—220).
* Если вам однажды уже довелось увидеть альвов, особенно при помощи каких бы то ни было магических средств, а затем случится так, что вы увидите их опять, не заговаривайте с ними по собственной инициативе. И в Норвегии, и в Исландии, и на Оркнейских островах известны сказки о людях, которые неосмотрительно заговорили с альвом или другим ветте, которого уже видели раньше, а затем встретили снова в каком-то неожиданном месте. Во всех подобных сказках человек или полностью слепнет или, в лучшем случае, теряет дар духовного зрения.
* Не хвастайтесь подарками, полученными от альвов, и милостями, которые они вам оказали.
* Будьте очень осторожны с курганами, скалами и прочими жилищами альвов: ни в коем случае не нарушайте их покой и ничего не трогайте без разрешения. Если вдруг окажется, что вы построили что-то поверх жилища альвов или у них на дороге, попросите прощения и немедленно возместите ущерб. Э. Марвик приводит случай, произошедший в 1911 году на Оркнеях. Один местный фермер раскопал большой пригорок у себя на поле. Хранитель кургана явился ему в виде «седоусого старика; на нем был старый серый костюм, изношенный до дыр, латаный-перелатанный; в руке он держал старую шляпу, а обут был в такие же старые башмаки, то ли из конской кожи, то ли из коровьей, на кожаных шнурках». «Попомни мое слово, парень: прекрати копаться у меня в доме, — сказал он фермеру. — А не прекратишь, так попомни мое слово: сроешь еще хоть лопату земли, и, попомни мое слово, шесть коров у тебя на выпасе подохнут в одночасье. А не угомонишься и на этом, парень, так попомни мое слово, парень: будет у тебя в доме, парень, шесть похорон; попомни, парень, мои слова. Ну, доброго денька тебе, парень…» — и на этом старик исчез. И действительно, на выпасе подохло шесть коров, затем умерло и шестеро домочадцев того фермера. Его зять, который поведал эту историю, присутствовал при четвертой из шести смертей; тогда-то ему и рассказали о предупреждении курганного жителя (Marwick 1975, 41). (......)
* Не рассчитывайте заслужить милость альвов, просто повторив (особенно из жадности) те же действия, за которые был вознагражден кто-то другой. Такие поступки только раздражают альвов и непременно навлекают беду. Не просите у них подарков. Альвы часто проявляют щедрость по собственной воле, но терпеть не могут жадных людей и всегда их наказывают.
* Не облегчайтесь в местах, где могут обитать альвы: это вынудит их уйти, как ясно показывает фразеологизм at gaпga álfrek («пойти прогнать альвов»), означающий испражнение под открытым небом.
* Задавая альвам вопросы, будьте осторожны: они могут оскорбиться, если решат, что вы суете нос не в свое дело.
(источник Kveldulf Gundarsson (c) Перевод: Анна Блейз )